Перейти…

WP posuda.nov.su

Ещё один сайт про ПОСУДУ

RSS Feed

Утварь — Региональная общественная организация «Хомай — Народные традиции Башкортостана»


автор: admin | 13-08-2012, 06:15 | Просмотров: 4452.

К числу древнейших домашних производств башкир относится выделка кожаной посуды. Традиционно башкиры изготавливали бурдюки из целой шкуры овцы, козы и теленка. Эти наиболее древние сосуды, использовавшиеся еще кочевниками, среди башкир в начале XX в. встречались чрезвычайно редко. Из шкуры жеребенка, козла, теленка делались коробки для хранения соли, сыров и других сухих продуктов.

Из кожи башкиры выделывали также переметные сумы, конские сбруи, обувь, пояса с дорожными сумками и пр. кожаные сосуды шились конским волосом, который применялся также для изготовления веревок. В конце XIX – начале XX в. в связи с уменьшением поголовья скота башкиры перестали делать кожаную посуду. Среди бытовой утвари стала преобладать посуда из дерева. Ее делали в горно-лесных районах, богатых березой, липой и лиственницей. Из нароста березы, из березового и лиственного корня, из ствола липы выдалбливали различную посуду. Это чаши для еды, кумыса, ковши для разливания кумыса, вазочки для меда, совки, ложки, небольшие корытца для рубки мяса, лодки для просеивания зерна и замеса теста, половники. Была у башкир посуда и со вставным дном. Высокие деревянные кадки из ствола деревьев использовались для приготовления кумыса, айрана и других напитков, а также для хранения и перевозки меда, муки и зерна. Узкие долбленые сосуды служили для приготовления кумыса и сбивания масла. В деревянных бочках держали кислое молоко, кумыс, воду, бузу.

В районах, где растет береза, в быту была распространена берестяная утварь. Из бересты делали туески, банки для хранения сметаны, лотки для муки, посуду для хранения муки, ягод, соли и т. п.

В горном Башкортостане для хозяйственной утвари использовали луб и кору. На изготовление утвари обычно шел липовый и березовый луб, вязовая кора. Из них изготавливались короба для хранения сыра, заплечные торбы, кадки, решета, гнезда для домашних птиц и т. Д. Для приготовления пищи башкиры пользовались вмазанным в печь чугунным котлом.

Многие изделия из дерева получили декоративное оформление, но с особенной тщательностью отделывались бытовые предметы: деревянная утварь, подсвечники, шкатулки, футляры для курая, посохи, подставки для сундуков и постельных принадлежностей, кухонные шкафчики, иногда орудия прядения и ткачества. Употреблялись в быту башкир и берестяные изделия: посуда для хранения меда и масла, различного рода короба и корзины, колыбели, некоторые инструменты ткачества и пчеловодства. Детские колыбели, туески, корзины для ягод орнаментировались несложной резьбой, шитьем или аппликацией.

В конце XIX – начале XX в. в состоятельных семьях появилась покупная металлическая, стеклянная и керамическая посуда. Чайники, самовары, кувшины стали привычными предметами в домашнем быту. Деревянная утварь оказалась вытеснена посудой заводского производства. Сейчас башкиры пользуются для приготовления пищи эмалированными и другими кастрюлями, чайниками и чугунными сковородками. Башкирки занимались прядением и ткачеством, вышивкой, для которой были характерны свободный, счетный и строчевой способы. Важное место занимало искусство аппликации. Различными аппликациями украшались женские седла, платья, передники, суконные голенища кожаной обуви и чулки из домотканого сукна. список кухонная утварь В башкирском декоративно-прикладном искусстве, по мнению Н.В.Бикбулатова и Р.Г.Кузеева, выделяется 6 основных орнаментальных комплексов. Первый комплекс составляют геометрические фигуры: треугольники, полосы из параллельных и косых линий, зигзаги, косая сетка, елочки, крестики, шевроны, квадраты и четырехугольники со вписанными квадратами и треугольниками или пересеченные по диагоналям, ромбы, различные круги и вихревые розетки. Эти узоры больше распространены в резьбе и росписи по дереву, особенно долбленой посуды для кумыса, подставок под сундуки и т. Д. реже встречается этот комплекс в резьбе по коже, вышивке и аппликации. Районом бытования первого комплекса является юго-восточная Башкирия, особенно ее горно-лесная часть. Этот комплекс орнамента является древнейшим в декоративном искусстве башкир. Некоторые мотивы восходят к эпохе неолита. В целом узоры этого комплекса встречаются в орнаментике тюркских и монгольских народов Южной Сибири, в меньшей степени – у угро-финских народов. Второй комплекс включает криволинейные узоры из различных спиралей, сердцевидных и рогообразных фигур, бегущих волн и производные от них более сложные мотивы. Основными приемами исполнения узоров являются аппликация тканью, вышивка косой сеткой и тамбуром, серебряная насечка. Узоры комплекса встречаются на кожаных изделиях, деревянных предметах, архитектурной резьбе и, отчасти, в счетных вышивках. Второй комплекс распространен в Зауралье, на восточных и южных склонах Южного Урала. Этот комплекс известен также у народов Сибири, Средней Азии и Казахстана, что отражает этногенетические связи башкир с древними тюркскими и монгольскими народами. Третий комплекс объединяет растительные узоры, как реалистические, так и стилизованные. Это многоцветный орнамент тамбурной вышивки, которым украшают предметы декоративного убранства дома, женскую и мужскую одежду. Растительными тиснеными узорами украшались кожаные налучья, колчаны и сумки. Ювелиры использовали растительные узоры в гравировке, чеканке, штампе и черчении. Орнамент этого комплекса распространен у всех башкир, но менее характерен для юго-восточных, хотя и они местами орнаментируют растительными узорами нагрудные повязки, молитвенные коврики, кожаные изделия, различные металлические украшения. Рассматриваемый орнаментальный комплекс встречается также в узорах вышивки татар, казахов, узбеков, киргизов и таджиков. Авторы считают, что основные мотивы третьего комплекса были выработаны тюркскими племенами Средней Азии, приаральских и прикаспийских степей, а распространение его связано с участием кыпчаков в этногенезе башкир.

Четвертый комплекс составляет сложные узоры. Это многоугольники с другими геометрическими фигурами внутри, восьмиконечные звезды, ступенчатые многоугольники или ромбы с отростками и парными роговидными завитками. Такими узорами украшались ковры, скатерти и занавески. Комплекс распространен в бассейне р. Демы и нижнем течений р. Белой, т. е. в Западной Башкирии. Он связан с ковровой орнаментикой туркмен; реже имеет аналогии у узбеков, казахов, киргизов и каракалпаков. В башкирском орнаментальном искусстве орнамент четвертого комплекса появился в начале II тысячелетия н. э. что говорит о наличии в составе башкир родоплеменных групп киргизов, туркмен и каракалпаков. Пятый комплекс включает симметрично противостоящих птиц и животных, разделенных деревом, восьмиконечные звезды, бордюрные узоры из вилообразных, ногтевых и других фигур. Этот комплекс использован в вышитых косым стежком узорах хараусов, а также в узорах головных полотенец, выполненных росписью и счетной гладью. Данный комплекс распространен в горно-лесной части юго-восточной Башкирии и в Зауралье. деревянная утварь для кухни Он характерен также для искусства обских угров, финноязычных народов Поволжья и чувашей. Однако башкиры, для которых характерен этот комплекс, не входили в контакт с этими народами. Вероятнее всего, по мнению авторов узоры пятой группы внесены в художественную культуру башкир древними финно-угорскими племенами, участвовавшими в этногенезе башкир. Шестой комплекс объединяет геометрические узоры браного ткачества, счетной и строчевой вышивки. Мотивами здесь являются различные квадраты и ромбы, стилизованные образы людей, восьмиконечные розетки и другие фигуры. Узорами этого комплекса орнаментировалась одежда и предметы убранства дома. Районом распространения шестого комплекса является северная и западная Башкирия (брачное ткачество) и Зауралье (счетная и строчевая вышивка). Узоры шестого комплекса существовали с глубокой древности. Они характерны для многих народов, территориально – от Прибалтики до Алтая. Некоторые мотивы шестого комплекса восходят к орнаментальному искусству угро-финских народов края. По мнению авторов, весь комплекс сложился позднее, в долгом процессе культурного сотрудничества башкир с угро-финскими и тюркоязычными народами края. С конца XV в. в этот процесс включились русские, о чем свидетельствует техника и орнамент строчевых вышивок русского происхождения у башкир.

Другие новости по теме.

Метки: , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

About Posuda